100-летию Милиции России посвящается. Ветеран МВД Екатерина Бессарабова

100-летию Милиции России посвящается. Ветеран МВД Екатерина Бессарабова

Волей судьбы некоторое время мне пришлось работать в подразделении по делам несовершеннолетних липецкой милиции. Эта работа показала мне   абсолютно другой  мир, скрытый от глаз простого обывателя – мир неблагополучный, уголовный, преступный, страшный. На его границе стоят люди в погонах, русские офицеры, которые делают все, чтобы не впускать противника за границу покоя каждого дня человеческой жизни.  Через пару лет, найдя свое призвание в другой службе,  я оставила подразделение по делам несовершеннолетних, а подполковник милиции в отставке Екатерина Бессарабова больше 20 лет отдала этому противостоянию,  с честью выдержав «многотонные» удары судьбы.

Екатерина Леонидовна Бессарабова родилась в 1951 году в семье военных. Закончила 38-школу в левобережье Липецка. Заочно поступила в Липецкий педагогический институт.  В Советском Союзе воспитанию молодого поколения уделялось большое внимание, поэтому детские комнаты создавались даже при ЖЭКах. В одной из таких работала Екатерина Бессарабова параллельно с учебой, была педагогом-организатором, а по совместительству еще и внештатным сотрудником милиции.  Тогда бойкую студентку приметила ее соседка по лестничной площадке – начальник инспекции по делам несовершеннолетних Ирина Николаевна Канунцева, которая впоследствии и уговорила нашу героиню попробовать свои силы на милицейской службе.

В 1977 году Екатерина Бессарабова пришла на службу в инспекцию по делам несовершеннолетних в левобережный ОВД и сразу получила сложный участок – поселки Матырский и Дачный, станция Казинка, общая протяженность – чуть больше 11 километров. Дорога на участок из центра города, где жила Екатерина Леонидовна, занимала много времени, поэтому пришлось переехать на постоянное место жительство в поселок Матырский, где ее семья получила квартиру.

Вся работа начиналась после шести часов вечера. Тогда были родительские патрули, ежедневно работали добровольные народные дружины.  Молодому инспектору по делам несовершеннолетних частенько приходилось работать и за участковых уполномоченных, и за сотрудников патрульно-постовой службы.

- Меня очень часто поднимали по ночам. Тогда телефонов почти не было, милицию не всегда можно было вызвать. Поэтому приходили ко мне, стучали в дверь, я надевала форму и шла утихомиривать семейных дебоширов и алкоголиков, искать «по горячим следам» грабителей и воров, - вспоминает Екатерина Леонидовна.

В те времена были модными массовые драки. Подростки собирались на пустырях и бились «стенка на стенку» кто во что горазд. В ход шли кастеты, ножи, кирпичи, арматура, горлышки битых бутылок. Травмы, полученные в таких побоищах, были очень серьезными. Такое поветрие не обошло и поселки Матырский и Дачный. Вечерами по району нередко курсировал милицейский уазик, из которого через громкоговоритель разносилось объявление о том, что вечером намечается драка подростков. Милиционеры призывали родителей не отпускать детей на улицу, и контролировать их поведение. Тем не менее, Екатерине Леонидовне приходилось разнимать не одну такую потасовку.

- Вставала между двумя «стенками» и приказывала прекратить, - улыбается она, - было страшно, конечно, но тогда молодежь была более управляема, воспитана так, что человек в форме все-таки считался авторитетом. Поэтому не связывались, слушались и расходились.

Однажды инспектор ПДН и юные хулиганы сошлись на том, что  массовая драка отменится, если двоим соперникам с одной и с другой стороны позволят выйти один на один.

- Я стояла рядом и контролировала ход боя, - со смехом вспоминает Екатерина Леонидовна, - они вышли пару раз толкнули друг друга, но, не выдержав пристального взгляда женщины-милиционера, быстро разошлись. Вслед за своими заводилами разошлись по своим районам все остальные.

Рисуя портрет подростка того времени, Екатерина Леонидовна с уверенностью заявляет: в 70-х годах дети были спокойнее, Союз делал свое дело, помочь старались каждому, и если родители не справлялись, подключалась школа, милиция.

- Я нередко чувствовала уважение к себе со стороны поднадзорных, в большинстве случаев, чтобы поставить подростка на правильный путь, хватало и строгой беседы, а постановка на учет была крайним вариантом. В 90-х все изменилось. Мы называли это поколение «потерянным». Молодежь была какая-то «взведенная», наркомания приобрела масштабы трагедии. В то время на улице Лесной жил 9-летний мальчик. Этот ребенок за свою недолгую жизнь совершил такое количество преступлений, что хватило бы на весь город. От его поведения «голова болела» не только у инспекторов ПДН, работающих на участке, но и у милицейского Главка. Подростка было очень жаль, но все понимали, что на свободе ему не быть. Так и получилось. Однажды он набросился на проходящую мимо женщину и разбитой бутылкой ранил ее, порезав сонную артерию. Ему не было и десяти лет!

Наверно у каждого человека есть истории, связанные с внутренними переживаниями, о которых трудно говорить. Когда Екатерина Леонидовна рассказывала о своем воспитаннике Алеше, она старалась не показывать, как трудно ей вспоминать те события, но было видно, что в душе инспектора этот ребенок оставил незаживающую рану.

Когда Екатерина Бессарабова зашла в дом, где жила семья Алеши, она обомлела. Родители-алкоголики пропили все. Квартира представляла собой голые стены, а на куче какого-то тряпья ютился маленький мальчик с портфелем и пытался учить уроки. Екатерина Леонидовна не смогла оставить его там, и забрала к себе домой. Накормила, помыла, купила одежду. Ребенок оказался смышленым, стремился к знаниям. Он жил в доме инспектора по делам несовершеннолетних почти два месяца, за это время крепко сдружился с сыном Екатерины Леонидовны Женей, они были ровесниками.

- Я бы его забрала навсегда, но у Алеши была сестра, которая жила с тетей и больше тянулась к ней. А по закону кровных детей разлучать было нельзя. В конце концов, их мать  лишили родительских прав, а брата и сестру отправили в интернат. Вся семья очень скучала по Алеше, к нему привязались моя мама и сын. Для нас он стал родным.

К сожалению, семью Алеши спасти так и не удалось. Несмотря на то, что в какой-то период его родители выправились и пошли работать, пытаясь вернуть в дом тепло и уют, а главное – отобранных детей, через пару лет, «зеленый змий» снова завладел ими, и на этот раз вслед за родителями втянулся в пьянство и Алеша.

- Он начал выпивать лет в четырнадцать, - со слезами вспоминает Екатерина Леонидовна, - потом воровать, дважды попадал в тюрьму. После освобождения уехал жить в какую-то деревню. Трудно ему пришлось… Может и сложилась жизнь, а может и нет, не знаю, - вздыхает она.

Таких подопечных в жизни Екатерины Леонидовны было очень много. В ее доме постоянно кто-то жил, спасаясь от нужды, а она всех принимала, одевала, помогала встать на ноги.  В ее семейных альбомах до сих пор лежит свидетельство о Крещении мальчика, который сам ее об этом попросил. История произошла в 1993 году, когда сотрудники милиции спасли семилетнего Ваню, которого мать и отчим, истязая и моря голодом, держали на цепи под кроватью. Когда мальчика привезли в больницу, доброе сердце Екатерины Леонидовны не выдержало, и она примчалась к нему в палату с подарками и сладостями. Поговорив с медперсоналом, ей удалось выпросить ребенка домой на несколько дней. Начала купать и разрыдалась: на теле мальчика от шрамов и ожогов не было живого места. Тогда и попросил Ваня Екатерину Леонидовну стать его второй мамой.  Усыновить Ваню Екатерине Леонидовне помешала болезнь, около 4-х месяцев пролежала в больнице. Мальчика в это время взяла под опеку другая женщина и увезла в Красноярск.

В 1993 году Екатерина Леонидовна оставила свой родной участок, чтобы возглавить инспекцию по делам несовершеннолетних левобережного ОВД.

- Быть начальником, честно говоря, не хотелось. Я настолько сроднилась своим участком, ночью подними, скажу наизусть все адреса подучетных, прозвища местной шантрапы, - рассказывает Екатерина Леонидовна, - хотелось остаться со «своими», к каждому был налажен подход. Да и незавершенные воспитательные дела с «трудными» волновали, ведь за ними нужен был ежечасный пригляд.

Но руководство было непреклонно, на руководящую должность нужен был опытный сотрудник, а Екатерина Леонидовна к тому времени стала настоящим профессионалом.

На заслуженный отдых она отправилась в 2000 году в звании подполковника милиции. Во время службы и будучи на пенсии она занималась благотворительностью -  собирала вещи, игрушки, одежду и раздавала ее нуждающимся. Люди и сейчас к ней приходят за помощью и советом. В 2001 году глава администрации Липецкой области Олег Королев наградил Екатерину Леонидовну Бессарабову «Почетным Знаком Доброты».

У нее много служебных наград – несколько дипломов «Лучший инспектор ИДН Липецкой области», знаки «Отличник милиции», «За отличную службу в МВД», медали «За безупречную службу» II и III степени. Но главной своей наградой Екатерина Леонидовна считает известия о том, что ее помощь стала не напрасной, что работа, требующая столько душевных и физических сил, была проделана не зря. В поселке ее знает каждый, и, выходя на улицу, Екатерина Леонидовна нередко слышит слова благодарности от своих уже взрослых, определившихся в жизни, давно семейных и благополучных «хулиганов», и на душе у нее становится легко и спокойно.

Старший референт ОИиОС УМВД России по Липецкой области Татьяна Анучина.

Источник: УМВД России по Липецкой области

10:28
1186
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Все права защищены. При любом использовании материалов Вести48 прямая гиперссылка на страницу, с которой производится заимствование материала, обязательна.

Сетевое издание Вести48. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 58250 от 05.06.2014г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Электронный адрес редакции: info@vesti48.ru