Стратегия для «Металлурга»: как не разбазаривать таланты?

Вот уже десять месяцев, как футбольным клубом «Металлург» руководит исполняющий обязанности гендиректора.

Пока неизвестно, когда именно состоятся (и состоятся ли вообще) выборы руководителя на постоянной основе. Тем не менее, у людей, неравнодушных к липецкому футболу, достаточно желания принести ему пользу.

СТАТЬ «ФАБРИКОЙ ЗВЁЗД»

Так, бывший голкипер «Металлурга», челнинского «КамАЗа», новокузнецкого «Металлурга» и нижегородского «Локомотива», тренер СШ № 12, основатель Первой вратарской школы Сергей Пономарёв поделился с «Липецкой спортивной газетой» своими соображениями относительно перспектив развития клуба.

- Существуют несколько стратегий развития футбольных клубов. К примеру, стратегия под условным названием «Суперклуб», которая предполагает постоянное стремление к первым местам в соревнованиях различного ранга, к кубкам, медалям, трофеям. Для её реализации необходим большой бюджет в соревнованиях того ранга, в котором участвует клуб, стремящийся прибавить себе приставку супер. Однако ввиду бюджетных ограничений эта стратегия к «Металлургу», как и ко многим другим клубам, неприменима.

Самую распространённую стратегию можно назвать «Максимум достижений на выделенные средства». Ею пользуются, даже сами того не осознавая, большинство профессиональных футбольных клубов в России, в том числе и «Металлург».

Эта стратегия успешна, когда спонсорам и хозяевам команда нужна как визитная карточка, ещё один показатель развития региона или коммерческой структуры, или просто удовлетворение амбиций. Однако этот путь не всегда приводит к повышению интереса к футболу в регионе, вовлечению большего количества молодёжи для занятий спортом. В случае отсутствия у команды достижений, интерес к ней и к футболу в целом постепенно угасает. История «Металлурга» последних десяти лет - яркое тому подтверждение.

В погоне за спортивными достижениями, несоизмеримыми с имеющимся бюджетом, руководители профессиональных команд берут кредиты, сомнительные займы, залезают в казну детско-юношеских команд и так далее. В результате клубы терпят банкротство, теряют профессиональный статус, а развитие футбола в регионе отбрасывается на годы, а то и десятилетия назад.

Учитывая размеры предполагаемого бюджета ФК «Металлург» на будущий сезон, я считаю, что в наших условиях более целесообразно применить иную стратегию развития клуба, а с ней и всего липецкого футбола. Ведь даже в случае выхода команды в ФНЛ, вспышка интереса к футболу будет кратковременной, а разочарование от возможного вылета из первой лиги отбросит интерес к футболу даже ниже нынешнего уровня. К тому же, не решив возникших проблем в детско-юношеском футболе, выход в ФНЛ негативно скажется на имидже властей.

Я бы назвал эту стратегию «Фабрика звёзд». Она в том или ином виде используется во многих клубах ПФЛ и одном клубе ФНЛ - «Чертаново». Её суть - в поиске, воспитании, обкатке и дальнейшей продаже или перепродаже футбольных дарований. Применив собственное ноу-хау, реально сделать Липецк в течение двух-пяти лет региональным лидером молодёжного и юношеского футбола.

К слову, целые страны - Голландия, Португалия, Бразилия и другие - выбрали именно этот путь развития.

Социальные дивиденды в случае применения данной стратегии также ощутимы. Юные футболисты и их родители будут видеть перспективы занятий футболом в родном регионе, а количество занимающихся станет постепенно расти. Я лично был свидетелем подобного во время своей работы в Новокузнецке, правда, это происходило в хоккее.

В случае создания академии футбола количество занимающихся будет расти, в том числе за счёт приезжих юных футболистов. Вероятен рост посещаемости домашних матчей «Металлурга», поскольку в нём будут играть такие же молодые парни, со многими из которых многие из болельщиков знакомы лично.

В результате вместо сокращения футбольных школ, уменьшения количества занимающихся и ухудшения перспектив юных футболистов будет достигнуто улучшение по всем направлениям.

Конкретная программа развития ФК «Металлург» предполагает несколько пунктов:

а) сбалансировать бюджет клуба, расходы не должны превышать поступления;

б) решить вопрос с долгами по судебным искам;

в) увеличить поступления денежных средств за счёт коммерческой деятельности;

г) вести работу по возвращению прежних спонсоров и привлечению новых;

д) регулярно публиковать финансовую отчётность клуба на официальном сайте и официальных страницах в соцсетях;

е) поставить вопрос перед спонсорами и учредителями о стратегии развития клуба;

ж) повысить узнаваемость бренда ФК «Металлург» в райцентрах и других населённых пунктах области, улучшить имидж клуба.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

- Вершиной создаваемой пирамиды является команда мастеров «Металлург», в которую привлекаются молодые перспективные футболисты. Они обкатываются в течение одного-двух сезонов в первенстве ПФЛ или ФНЛ и продаются или отдаются безвозмездно в другие футбольные клубы, желательно рангом выше.

Ноу-хау заключается в том, чтобы продавать игроков за минимальную цену (своеобразный футбольный демпинг) или просто отдавать их безвозмездно, но при этом в соглашении о переходе предусматривать премию за перепродажу футболиста (в среднем это 20 процентов).

Второй, более низкий уровень пирамиды: первенство СФФ «Центр». В области есть два футбольных клуба, участвующие в этом турнире - ФК «Елец» и «Металлург-М». В них также должны играть и обкатываться молодые перспективные футболисты, пока не проходящие в состав главной команды.

Третий уровень. Необходимы ещё, как минимум, три-пять молодёжных клубов, выступающих в чемпионате Липецкой области. Они должны пополняться воспитанниками собственной академии и других футбольных школ области.

Для учащихся 6-11-х классов на базе ДЮСШ «Металлург» надо создать футбольную академию, где будут трудиться лучшие тренеры и обучаться наиболее перспективные юные футболисты. Подобные академии уже созданы в соседних Тамбовской, Тульской, Белгородской областях. Этот шаг позволит консолидировать таланты из нашего региона и привлечь дарования из других областей.

В основании пирамиды - все спортшколы Липецка и райцентров. С местами занятий и инвентарём на данный момент проблем нет. Необходимо обеспечить участие спортшкол и сборных команд в регулярных соревнованиях: первенствах области, СФФ «Центр», всероссийских турнирах.

КАК И НА ЧТО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ?

- Следует увеличить финансирование команды мастеров вдвое - на 100 процентов. Задача по выходу клуба в ФНЛ при этом ставиться не должна. Опыт «Чертаново» показывает, что выход в ФНЛ при такой стратегии вполне возможен, однако не стоит форсировать события.

Из суммы, выделенной на профессиональный клуб, 20-25 процентов надо направлять на создание и развитие академии и молодёжной команды.

Ещё 5-10 процентов из этой суммы надо направить в основание пирамиды на участие в соревнованиях детских и юношеских команд.

Моя цель: вывести детский, юношеский, молодёжный и профессиональный футбол Липецкой области в лидеры в ЦФО. Надо сделать нашу область центром воспитания футбольных талантов.

Для достижения этих целей необходимо выполнить несколько условий:

а) объединить одной идеей футбольных профессионалов, любителей, чиновников, спонсоров и просто желающих улучшить положение дел в липецком футболе;

б) обсудить, доработать, улучшить и полностью сформировать стратегию (концепцию) развития футбола в Липецкой области;

в) донести разработанную и одобренную футбольным сообществом концепцию развития футбола до руководителей области и настаивать на её внедрении;

г) назначить на пост гендиректора ФК «Металлург» человека, которого выберет футбольное сообщество.

Для достижения цели необходимы серьёзные преобразования в структуре футбольного хозяйства области. Положительные моменты (инфраструктура, пирамида футбольных клубов и школ) нужно развивать, объединять, направлять в русло поставленных задач. Но есть моменты, которые требуют либо кардинальной перестройки (ФК «Металлург», взаимоотношения между клубами и школами области), либо создания с нуля (футбольная академия, аналитический отдел, институт скаутов).

Для реализации любой из стратегий необходимо чёткое, скрупулёзное, филигранное управление как футбольной, так и финансовой составляющей. Именно сочетание профессионального управления футбольным хозяйством с единым подходом к тренировочному процессу на всех уровнях пирамиды позволяет западным клубам опережать нас в таком социальном явлении, как футбол.


Источник: Чемпионат48
20:56
1113
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Все права защищены. При любом использовании материалов Вести48 прямая гиперссылка на страницу, с которой производится заимствование материала, обязательна.

Сетевое издание Вести48. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 58250 от 05.06.2014г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Электронный адрес редакции: info@vesti48.ru